Владимир Петрович Шамборант
Владимир Петрович Шамборант
17 сентября 1999 года исполнилось 90 лет со дня рождения В. П. Шамборанта — самого значительного, по-нашему мнению, селекционера чистокровной ахалтекинской породы лошадей XX века. Вряд ли найдется сейчас хоть одна выдающаяся ахалтекинская лошадь, к предкам которой не имел бы отношения этот гениальный человек. Родился Владимир Петрович Шамборант в Москве в семье обрусевшего потомка знатного французского рода графа Петра Шамборанта. Семья жила довольно скромно, из-за отказа участвовать в разгоне студенческой демонстрации гусарский корнет П. Шамборант был уволен в отставку, длившуюся до первой мировой войны, во время которой он вновь был призван в действующую армию. Сделанная во время отпуска с фронта фотография отца сопровождала сына всю жизнь, также как и переданная по наследству любовь к лошадям. Лошади стали для Владимира самым интересным предметом с детских лет. Боевой конь отца, рысаки и скакуны на ипподроме, лошади московских извозчиков, с многими из которых он дружил.
Революция и гражданская война, слава Богу, прошли для семьи Шамборанта без потерь, бывший царский офицер П. Шамборант в числе тысяч «военспецов» был призван в Красную Армию и по окончании войны стал работать ремонтером, то есть заниматься приобретением лошадей для армии. Естественно, все коневодческие мероприятия я того времени проходили с его участием. И всегда рядом с ним был его сын. Как вспоминал Владимир Петрович, его отец брал его с собой на ипподром и на каждую выводку, но, чтобы он не мешал взрослым, очерчивал на земли круг, внутри которого он должен был все время находится, привыкая к дисциплине. Во время одной из таких выводок В. П. Шамборант увидел первою ахалтекинскую лошадь. Это был не кто иной, как знаменитый Меле Куш (Бойноу — Ораз Нияз Карадашли). Во время первой послереволюционной Всероссийской выставки в 1923 году, этот изумительно породный золотисто-буланый красавец собирал на выводке тысячи зрителей.
Они были ровесниками — Меле Куш и Владимир Шамборант. Первый из них был на вершине славы, которой мог достичь ахалтекинский скакун и производитель, он был любимцем всей Туркмении, его кличка стала символом породы. Второй, 14-летний мальчик, только входил во взрослый мир. Встреча с Меле Кушем не прошла для Владимира Шамборанта бесследной, она явно осталась у него в подсознании.
До следующей встречи с ахалтекинцами прошло достаточно много времени. Уже будучи студентом Московского зоотехнического института коневодства он приехал на практику в Ашхабадский конный завод. Как он сам вспоминал, ему не хотелось выходить из денника первого же ахалтекинца. к которому он зашел, золотисто-рыжею Беледжика, сына Бек Назар Дора. А рядом стояли другие, не хуже.
Эта практика в Ашхабадском конном заводе позволила ему как следует изучить породу. Помогли ему в этом начкон Николенко Л. В. (Николенко Лавр Львович — владелец поместья, в котором расположен конный завод «Восход») и замечательные туркменские коневоды и тренеры — Анна Гули, Халми, Агишан и другие. Интересно, что основной селекционный признак текинских коневодов — селекция на тип и резвость, стал впоследствии основным и для самого В. П. Шамборанта.
Конечно, племенной состав Ашхабадского завода в то время был великолепен. Среди маточного табуна выделялись дочери Меле Куша, Топор Бая, Бек Назар Дора и Эверды Телеке, а среди производителей — сам Эверды Телеке и Хаджи Бай.
После окончания института, перед войной. В. П. Шамборант работал в Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева на учебно-опытной конюшне. Когда началась война, то весь коллектив конюшни на своих лошадях ушел на фронт защищать Москву от фашистов. В одном из боев в 1941 году В. П. Шамборант был тяжело ранен, долго болел и вышел из госпиталя инвалидом. Казалось, активная жизнь закончилась. Но тут-то и проявилось исключительные жизнелюбие и стойкость В. П. Шамборанта, которые так поражали и восхищали всех, знавших Владимира Петровича.. Активная творческая жизнь только начиналась.
Поступив на работу в Главное управление коневодства и коннозаводства В. П. Шамборант снова начинает работать с любимой породой. Сначала это были командировки в Туркмению и Джамбульский конный завод. Затем подборы для заводов и приобретение для Джамбула гнедого Юлдуза, 1934 г.р. (Дор Сашли — Кара Кир). Как только в 1946 г. освободилась должность начкона в Ашхабадском конезаводе, Владимир Петрович, не раздумывая, переехал в Туркмению. По сравнению с 30-ми годами дела в Ашхабадском конезаводе были гораздо хуже. Значительную часть производящего состава занимали лошади с английской кровью в третьем, четвертом и даже во втором поколении. Селекция на тип и резвость уступила место селекции только на резвость при не очень хорошем кормлении. Продукция завода по всем показателям уступала продукции колхозных племенных ферм и Джамбулского конзавода.
Первым делом В. П. Шамборант «изгнал» из завода, как он сам говорил «английскую кровь», заменил жеребцов-производителей, выранжировал часть маток. Для пополнения состава из Джамбульского конного завода были завезены жеребец Факир Сулу, гнедой 1935 г.р, (Случай — Фирюза) и группа чистокровных ахалтекинских кобыл. В Туркмении для завода был приобретен отличный скакун Кир Сакар, сер., 1936 г.р. (Алгыр — Айден). Не всеми приветствовались эти меры, одним не нравился Факир Сулу, другим -строгость Шамборанта в отношении чистоты происхождения. Но уже в первых ставках были получены жеребята, подтверждавшие правильность выбранного Шамборантом направления своим ярким ахалтекинским типом и высоким скаковым классом. Ашхабадское землетрясение 1948 года стало трагедией для Туркмении. Пострадал и Ашхабадский конный завод. Но основное все же было сохранено, и в следующем, 1949 г., в Ашхабадском заводе родился знаменитый Гелишикли, кличка которого прошла через всю судьбу В. П. Шамборанта и стала символом его селекционных достижений.
В 1951 году родился Факир Пельван, а в 1952 г. — Кеймир, клички исключительные для всякого любителя и знатока ахалтекинских лошадей. Казалось, все идет хорошо, но наступившие вскоре политические перемены в стране оказались для коневодства губительнее стихийных бедствий. Новое руководство СССР решило, что лошади не нужны больше народному хозяйству. Местные власти рьяно стали проводить это положение в жизнь. Закрывались конные заводы, ликвидировались племенные фермы, тысячи прекрасных лошадей шли под нож. Решили ликвидировать и Ашхабадский конный завод. Должность начальника конной части, на которой работал В. П. Шамборант, была упразднена, и он вынужден был уехать из Туркмении. Это было для него сильнейшим потрясением. Его раздражали картины с изображением Бойноу и Факир Пельвана, висевшие у него на новой квартире, так как он считал, что ахалтекинская порода умерла.
Так оно бы и случилось, если бы не замечательные люди в это время в Министерстве сельского хозяйства. В первую очередь это Г. В. Нечипоренко, главный инспектор по коневодству Министерства.
Он опубликовал две статьи в защиту ахалтекинской лошади в журнале «Коневодство» и, главное, во влиятельном журнале «Огонёк». Одним из предложений Г. В. Нечипоренко была организация в одном из конных заводов России отделения по разведению ахалтекинских лошадей. Предложение было поддержано начальником главного управления коневодства и коннозаводства МСХ РСФСР П. П. Парышевым. Сыграл свою роль, вероятно, и тот факт, что среди двух лошадей, подаренных в 1956 году королеве Великобритании один был ахалтекинцем (замечательный внук Скака сын Меллеке — Мелекуш) и привлек к себе большое внимание.
Итак, в 1957 году В. П. Шамборанту поручили закупить в Туркмении группу племенных ахалтекинских лошадей для Терского конного завода. Это была нелегкая задача, Ашхабадский конезавод «лежал в руинах» в прямом и переносном смысле и сам нуждался в восстановлении. Решено было искать лошадей по колхозам, сохранившим ценнейший генофонд. В. П. Шамборант объездил все хозяйства, в которых были племенные лошади. Часто они находились в самых дальних точках колхозов, в горах или в пустыне. Как вспоминал В. П. Шамборант, однажды, приехав в пустыне к колодцу, он увидел золотые пятна на песке. Через мгновение они исчезли. Это были золотистые ахалтекинские кобылы, умчавшиеся как ветер. Лишь раз в сутки они приходили к этому колодцу на водопой.
Второй интересный случай произошел в одном из колхозов Каахкинского района. Просмотрев весь состав и, не найдя ничего интересного, Шамборант обратил внимание на хромую кобылу под седлом табунщика. Впоследствии эта кобыла, гнедая Овган (Лачин — Сильфа) стала одной из лучших маток Терского конзавода. Всего из Туркмении было выведено 52 ахалтекинские лошади, в том числе 3 жеребца-производителя — Факир Пельван, Таймаз и, немного позднее Гелишикли.
Вместе с ними пришел в Терский конный завод начконом В. П. Шамборант. Перед конным заводом стояла задача наладить производство крупной, нарядной спортивной лошади с обязательным сохранением своеобразного породного типа и высоких скаковых и спортивных качеств.. Сочетание вычурности и утрированности потомков (линии — А.К.) Эверды Телеке и дельности. нарядности, гармоничности (линии — А.К.) Султан — Гули должно было послужить основой к созданию своего блесткого и нарядного типа ахалтекинской лошади в Терском конном заводе«(В. П .Шамборант)
Задача эта с блеском была выполнена. Рожденные и выращенные в Терском конном заводе лошади стали эталонами породы как по ярко выраженному типу — Юлдуз, Гундогар, Азат, Фантазия, Гульджахан; так и по скаковой работоспособности — Опал, Посман, Калтаман, Аметист; так и по спортивным результатам -Пентели, Гокнар, Посман.
В начале 70-х годов, на пике успехов ахалтекинского отделения Терского конезавода совершенно необоснованно в управлении конных заводов было решено это отделение перевести в другое место, якобы для того, чтобы оно не мешало развитию арабского отделения Терского завода. Не будем подробно опровергать это утверждение, скажем только, что В. П. Шамборант («арабы» в Терском заводе были в его ведении) был автором таких арабских лошадей как Набег, Килиманджаро, Пирит, Палас, Момент, Натурщица, Карта, Песня и многие другие. Но тем не менее ахалтекинские лошади из Терского конзавода были переведены в Дагестан. Это случилось в 1971 году. Для В. П. Шамборанта не было вопросом, оставаться в Терском заводе, или уехать вместе с ахалтекинцами. Без всякого сомнения он уехал. А ведь было ему в это время уже за 60 лет. На новом месте не было ни условий, ни традиций племенного коннозаводства. Все пришлось создавать на пустом месте. Лишь настойчивостью, исключительной работоспособностью, терпением, любовью к ахалтекинской лошади, можно объяснить тот факт, что Дагестанский конный завод был В. П. Шамборантом создан. Причем требования к селекции отнюдь не были снижены. Для освежения крови в Туркмении был куплен замечательный жеребец Сере, который вместе с приведенными из Терского конзавода жеребцами во главе с Юлдузом определили будущую селекционную работу.
Лучшие лошади, рожденные и выращенные в Дагестане достойно продолжили ряд выдающихся селекционных достижений В. П. Шамборанта. К ним можно отнести: Адата, Халифа, Дагестана, Айлара, Омара. Айгытли, Ясмана, Гайсана, Дербента. Маю, Махманли и многих других. В. П. Шамборант буквально «заражал» окружающих своей любовью к лошадям. Вокруг него в Дагестане сформировался круг учеников, в основном молодых людей, которым он бескорыстно передавал свои знания.
С начала 80-х годов на основе выведенных из Дагестанского конзавода лошадей, в России были созданы новые конные заводы по разведению ахалтекинских лошадей. В основном они создавались именно учениками В. П. Шамборанта и при его непосредственном участии. Уже будучи на пенсии в преклонном возрасте он не прерывал своей связи с любимым делом. Для его учеников ничто не имело большего значения при оценке ахалтекинских лошадей, чем мнение В. П. Шамборанта. Надо было видеть тот молодой блеск в глазах, который загорался у него при виде хорошей ахалтекинской лошади. Смертельно больной, он отказался лететь в Москву, в госпиталь, он не мог пропустить скачки. Он умер в день их проведения, 9 мая 1996 года.
Климук А. С.,
начкон Ставропольского конного завода