Классификация и дистанции проездов
Классификация и дистанции проездов
Этой статьей мы открываем описание еще одного важного направления в конкурной тренировочной деятельности: работа лошади в проездах. Материал, изложенный ниже, не является откровением для профессионалов, но необходим для любителей. Профессиональные правила, упражнение, хитрости и секреты – это удел следующих публикаций. Но для их описания следует сперва обозначить общее формулировки и термины. Итак…
Проездом в конкуре называют комбинацию из двух препятствий, расстояние между которыми составляет 14 и более метров. Т.е. лошадь должна совершить 3 или более темпа галопа между барьерами. Если расстояние между барьерами меньшее, и животное способно совершить между ними лишь два темпа галопа, то комбинация считается единым препятствием-системой.
Цель установки проездов на паркуре – погрузить лошадь в сложные условия, когда от нее требуется за короткое время совершить несколько прыжков. В отличие от систем, где просматривают физические возможности лошадей, проезды заставляют животных продемонстрировать способности быстро изменять ритм, интенсивность и направление движения.
Самая простая классификация проездов строится на количестве темпов галопа, необходимых для прохождения связки. Это, соответственно, проезды в 3,4,5,6,7 темпов галопа. При более длинных дистанциях понятие проезда теряется, и тактически барьеры интерпретируются как отдельные. Характер передвижения между ними становится очень вариативным от лошади к лошади и неподдающимся подведению под общий шаблон.
Кроме размерности проезда существуют его тактические окраски, связанные с оптимальной интенсивностью передвижения внутри связки.
Проезды «в расчет»
Если оптимальное передвижение внутри проезда совпадает со средним галопом по всему маршруту, связка считается установленной «в расчет». В этом случае после преодоления первого препятствия со среднего галопа и с сохранением прежней интенсивности движения ноги лошади приходят в оптимальную точку отталкивания для преодоления второго препятствия. Т.е. всаднику не требуется совершать корректирующих действий внутри проезда.
Укороченные проезды
Если всадник в укороченном проезде сохраняет средний галоп, то точка отталкивания для второго прыжка оказывается слишком близкой по отношению ко второму барьеру. Другими словами, для оптимального подведения лошади ко второму барьеру всаднику требуется сократить движение лошади.
Проезды «от себя»
Если всадник в «проезде от себя» сохраняет средний галоп, то точка отталкивания для второго прыжка оказывается слишком далекой по отношению ко второму барьеру. Во избежание этого, для оптимального подведения лошади ко второму барьеру всаднику требуется нарастить движение лошади.
Принципиальное отличие проездов «от себя» от укороченных – наличие накопительного эффекта. Если серьезно укороченным получается любой «проезд в расчет» за минусом одного метра, то «проезд от себя» расширяется в сравнении с «проездом в расчет» тем сильнее, чем большее количество темпов в нем предусмотрено. Для 3 темпов прибавка расстояния в полметра уже существенна, а для семи темпов удлинение дистанции еще на полтора метра не так сильно заметна.
Классификация проездов по дистанциям
Количество темпов | Укороченный проезд | Проезд в расчет | Проезд «от себя» |
3 темпа | 14,0 м | 14,5 м | 15,0 м |
4 темпа | 17,0 м | 18,0 м | 18,5 м |
5 темпов | 20,5 м | 21,5 м | 22,5 м |
6 темпов | 24,0 м | 25,0 м | 26,5 м |
7 темпов | 27,0 м | 28,5 м | 30,0 м |
Комбинированные проезды
Наиболее сложными являются комбинации из укороченных проездов и проездов «от себя». Они требует от лошади навыков быстрого перехода из сокращенного галопа в прибавленный и обратно. Такое возможно только при хорошей тренированности корпуса лошади. Инерция, возникающая при ускорениях и торможениях, заставляет животное терять связь между передними и задними конечностями. В этом случае говорят, что «лошадь теряет рамку», а эффективный прыжок невозможен. Только сильные мышцы корпуса при изменении интенсивности движения способны удерживать опорно-двигательный аппарат единым.
Однако классифицируют проезды не только по длине дистанции, но и по курсовой направленности. Они могут быть прямыми и скривленными. В первом случае продвижение происходит по прямой линии, а во втором по дуге. Прямые и скривленные проезды принципиально отличаются и предъявляют разные требования к навыкам лошади.
Прямые проезды, установленные не в расчет требуют от лошади значительной управляемости в плане изменения ритма и интенсивности движения и отличных навыков группировки тела после совершения первого прыжка. Они считаются самыми сложными в маршрутах уровня Гран-При.
Скривленные проезды нивелируют неудобные дистанции, т.к. у всадника есть возможность направлять лошадь на второй барьер как по короткой дуге, так и по длинной дуге. Тем самым можно скорректировать дистанцию не интенсивностью движения, а его направлением. Поэтому в маршрутах уровня Гран-при скривленность часто считается упрощяющим элементом. Однако курсовая управляемость – это сложный момент для неопытных или неуверенных лошадей. Они считаются сложными в любительских маршрутах и паркурах для молодых лошадей.
В будущих статьях мы разберем детально работу с прямыми, скривленными и комбинированными проездами, и укажем различия в работе европейской и российской школе.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка инстаграм